Рейтинг@Mail.ru

 Социальная сеть поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Ставропольскогокрая 

Забыли пароль?


Социальная сеть поддержки и развития малого и среднего предпринимательства
  Компании Люди ПрофиСайты Регистрация

Тренинг - "умные" инвестиции

 30 июня 2010, 11:12
 Центр Поддержки Предприятий
 Публикации участников >> Статьи от компаний

Любому руководителю, конечно, весьма лестно работать в окружении грамотных и образованных людей и гордиться своими сотрудниками. Но денежные средства в обучение он вкладывает не только из этих соображений. Для хорошего управленца любая вложенная копейка должна рублём оборачиваться. Это правильный и вполне оправданный подход. Поэтому, прежде всего, его интересует конечный результат - улучшение показателей работы специалистов, прошедших обучение.
Однако, иногда тренинг не приносит ожидаемых в скором времени результатов. Почему? Попробуем разобраться.


Для того, чтобы тренинг не стал пустой тратой времени, сил и денежных средств, необходимо соблюдать множество условий. Успешный тренинг даёт положительную реакцию участников на форму и содержание обучения, повышение мотивации, оптимизм, усвоенные знания, умения, навыки... а что дальше? Как сохранить такое богатство?..


Мотивация к обучению

Обучать сотрудников, которые не могут или не хотят учиться, - дело безнадёжное. Что означает "сотрудники не могут учиться"? Речь идёт о людях с недостаточно развитыми психофизиологическими способностями к обучению: сниженным вниманием, памятью. Такие случаи достаточно редки.
Нежелание учиться распространено гораздо шире. Сотрудники, которые не хотят учиться, - это люди без мотивации к обучению. Известно: "Если я не хочу, то я уже и не могу". Важная задача руководителей и тренера в этом случае - создание мотивации к обучению. Значительная часть этой работы осуществляется до тренинга. В ходе самого тренинга профессиональный тренер, как правило, уделяет значительное внимание созданию мотивации и работоспособности.

Что посеешь, то и пожнёшь

Важнейшим условием успешного обучения является грамотно составленная программа тренинга. Важно, чтобы программа была именно "про участников", а не про опыт и задачи каких-то других людей. Чтобы создать такую программу, тренер предварительно проводит серию интервью с руководителями организации-заказчика и самими участниками. Бесценную помощь в создании тренинговой программы может оказать метод "включенного наблюдения", когда тренер выступает в роли "неизвестного клиента" и сам видит, чувствует, понимает, каковы дефициты персонала в области навыков. Точно выверенное содержание тренинга: темы для дискуссий, ролевые игры, задания, тесты, упражнения, созданные на основе реальных рабочих ситуаций, - вот что необходимо для интересного и результативного тренинга.

Знания + харизма

Ответственный подход к выбору тренера приобретает особое значение для успешности обучения.
Давайте задумаемся, а чем работает тренер? Большинство специалистов сходятся во мнении, что тренер работает своей Личностью. Именно поэтому важно правильно выбрать тренера, подходящего именно вашей компании.
Насколько тренер подходит компании и компания соответствует тренеру - важный вопрос, потому что тренер оказывает сильное влияние на организационную культуру и персонал. Своими манерами, стилем, содержанием занятий тренер задаёт определенную модель поведения, выступает как некий образец.
Отвечая на вопрос "Кто и где тренер в тренинговом процессе?", имеет смысл помнить, что в самом общем виде существуют две тенденции:
- тренер - центр группы;
- тренер - равный среди равных в группе.
Для тренинга навыков уместно руководствоваться позицией "тренер - равный среди равных". И единственное его отличие от других участников группы - только его функция. В этом случае роль тренера - создание контекста для изменений других людей. Тренер всегда рядом с участниками группы, но не впереди. Кто впереди? Впереди более успешные участники, так называемые модельные люди. Такая позиция представляется нам наиболее адекватной задачам тренинга навыков.

Чрезвычайно ценные эффекты

Успешный тренинг даёт положительную реакцию участников на форму и содержание обучения, повышение мотивации, оптимизм, усвоенные знания, умения, навыки... а что дальше? Как сохранить такое богатство? И здесь, опять же, очень многое зависит от тренера.
Эффекты, возникающие в ходе профессионального тренинга бизнес-навыков, можно разделить на пять групп:
1. тренировка новых моделей поведения;
2. мотивация делать иначе, лучше;
3. аккумулирование опыта;
4. выявление и фиксация отрицательных, нарушающих жизнь компании явлений;
5. диагностика проблем организации.
Эти эффекты бесконечно ценны. В значительной степени ради них и проводится тренинг. Вопрос в том, как грамотно использовать эти эффекты в ходе самого тренинга и после него.
Тренировка новых моделей поведения - это одна из задач тренинга. Обычно тренер предлагает участникам тренинга попробовать "делать" иначе, чем это диктует привычка. Иначе продавать, обслуживать, выступать публично, вести совещание, применять бизнес-этикет, уметь планировать своё время и прочее. Тренировать наиболее эффективные модели рабочего поведения и в ходе анализа этих тренировок оценивать, что получается удачно, а над чем имеет смысл ещё поработать.
Каждый человек является носителем своего уникального опыта. Когда на тренинге есть возможность обмениваться опытом, делиться своими идеями, приёмами, техниками работы, то создаётся атмосфера сотрудничества и творчества.
Часто внутри компании не принято открыто обсуждать положение дел, выражать несогласие с теми или иными моментами трудовой жизни или нет человека, который бы специально прислушивался к существующим недовольствам персонала. Тренер в ходе тренинга зачастую (вольно или невольно) выполняет функцию "жилетки", в которую "плачутся" сотрудники. Часто именно тренеру на тренинге высказывается то, что накипело, - про начальника, организацию трудового процесса, обустройство рабочего места, коммуникации внутри компании, уровень зарплаты и другое. Это естественный процесс и - одновременно - это возможность диагностики проблем организации. Здесь тренеру важно быть чутким, внимательным и после тренинга, соблюдая конфиденциальность, при написании отчёта зарегистрировать отрицательные явления и привлечь к ним внимание заказчика тренинга.
Целесообразно не просто констатировать: "Да, мы провели тренинг", а многосторонне использовать его эффекты для развития организации и дальнейшего обучения персонала.

Сбор урожая

Из тепличных условий обучения, заботливого внимания со стороны тренера и отдела обучения персонала участники возвращаются на рабочие места. Развитие дальнейших событий возможно по нескольким сценариям:
- все исполняется, как научили;
- ничего не применяется;
- осуществляются отдельные попытки изменить что-то и применить на практике.
Задача любого бизнеса - улучшать свои результаты, эффективно использовать все ресурсы, в том числе и человеческие. По какому же сценарию чаще всего развиваются события в российской практике?
Наши наблюдения свидетельствуют, что пока, как правило, по второму и третьему сценарию и крайне редко - по первому. Причин много. Например, слабая поддержка и заинтересованность со стороны руководителя подразделения или первого лица; отсутствие системы контроля, оценки; существующие ценности, сложившаяся атмосфера в отделе, подразделении, компании и др.
Специалисты по работе с персоналом, развитию и обучению уже давно осознали необходимость закрепления результатов бизнес-тренингов. Сейчас очень важной становится задача привлечь внимание руководителей компаний к данному вопросу, объединить усилия в "битве за урожай".

Секрет успеха

Какой же "военной тайной" обладают компании, в которых результаты обучения начинают плодоносить, то есть сотрудники превращают полученные знания в навыки и, что самое главное, активно применяют их в своей работе?
Главное и основное - это понимание и реальная поддержка внедрения изменений на всех уровнях, системная работа после проведения тренинга.
Мы имеем в виду продуманное послетренинговое сопровождение. Речь идёт о системе работы с персоналом, направленной на поддержание полученных позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающей применение знаний, умений, навыков, в ходе повседневной профессиональной деятельности.
Сопровождение возможно в разных формах: система дополнительных занятий, инструктажей, с использованием аудио- и видеоматериалов, специально подобранная для сотрудников литература, консультации, наблюдение и регулярная оценка, системы материального и нематериального стимулирования, конкурсы и многое другое. Часто это обретает формы большого проекта или большой внутрифирменной программы. В этом случае целесообразно начать с определения целей и задач, согласованных с руководителями. Приведем пример. Для поддержания тренингового эффекта, закрепления новых моделей поведения, улучшения качества обслуживания, формирования фирменного стиля обслуживания покупателей в компании была создана и внедрена в практику программа специальных послетренинговых занятий. Были определены следующие цели этой программы:
- повышение качества обслуживания покупателей;
- закрепление поведенческих изменений у работников торгового зала;
- поддержание трудовой дисциплины;
- развитие корпоративной культуры;
- улучшение микроклимата в коллективе;
- формирование лояльности к компании работников торгового зала.
Начиная обучение, необходимо сразу позаботиться о послетренинговом сопровождении. В зависимости от целей и задач проведения тренинга подбирается соответствующее сопровождение. Как и тренинг, оно требует обязательной настройки на конкретную компанию.
Знания - сила, но только в случае их активного использования. Всё в нашей малой родине - компании - должно быть нацелено на сбор урожая без потерь. Продуманное послетренинговое сопровождение поможет в этом.

Хранить и приумножать

Мы уже упоминали об эффектах, возникающих в ходе проведения тренинга, и необходимости их грамотного использования не только в процессе, но и после окончания тренинга. Послетренинговое сопровождение даёт возможность не только сохранить, но и значительно приумножить результаты общего труда.
В какой бы форме ни проводилось это сопровождение, оно затрагивает все функции управления персоналом: обучение, подбор, оценку, компенсации и коммуникации.
Существующий опыт применения программ послетренингового сопровождения выявил серьёзное их влияние на организационную культуру компании. Наблюдается эффект усиления, многократного умножения первоначальных результатов.
Обратим внимание ещё на один аспект. Чтобы сохранить достигнутое, нужны средства, и немалые. Послетренинговое сопровождение по затратам, пожалуй, сопоставимо с вложениями на проведение тренингов (обучение).
Часто, говоря о затратах на обучение, применяется термин "инвестиции". Опыт нашей работы, обобщение опыта коллег позволяет утверждать, что расходы на обучение превращаются в инвестиции только в том случае, когда компания знает ответ на вопрос: "Тренинг закончен... Что дальше?"

Елена НЕЧАЕВА



Кол-во просмотров: 3415   
Комментарии (0)


 Пригласить друга или партнера

Статьи по бизнесу | Новости бизнеса | Бизнес-Сообщества | Бизнес идеи | Люди | Компании | Услуги | Товары | Фотоальбомы

Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, опубликованной на сайте.
Публикация материалов возможна только с указанием обязательной ссылки на источник:www.stavropolie.ru и имя автора.
© Ставрополье.ру - Социальная сеть поддержки и развития малого исреднего предпринимательства Ставропольского края 2001 - 2019г.
Авторские права  |  Правила проекта   Обратная связь с администрацией проекта


Авторские права

На проекте могут размещаться только материалы, присланные самими авторами (участниками), либо законнымивладельцами авторских или имущественных прав на эти материалы. Если зарегистрированный посетитель проекта необладает правами на материалы, но хочет ознакомить с ними других посетителей, он вправе либо разместить на проектессылку на материал в виде заголовка, либо разместить материал с обязательным указанием источника и автора...

Любой из зарегистрированных участников проекта вправе указать на нарушение авторских прав любым изпосетителей/авторов (участников), представив соответствующие доказательства, включая имя автора/источник. В этомслучае контрафактный материал удаляется с проекта либо заменяется ссылкой на оригинальный материал, а посетитель(участник), приславший контрафактный материал, может быть заблокирован либо удален из списка зарегистрированныхучастников, если он не сможет предъявить доказательства своих авторских прав на материал.

Правила проекта

Находясь на этом сайте www.stavropolie.ru Вы ("пользователь") признаете, что ознакомились, поняли и принимаете насебя обязательства следовать перечисленным ниже правилам поведения на сайте.

Администрация ресурса оставляет за собой право менять по собственному усмотрению текущие правила с уведомлениемвсех заинтересованных сторон по электронной почте не позднее, чем за 24 часа до вступления изменений в силу.Присутствие на проекте Ставрополье.ру подразумевает Ваше согласие с последней версией существующих правил.Ответственность за своевременное ознакомление с последней версией правил лежит на пользователе.

Регистрируясь на сайте Вы обязуетесь:

Все материалы доступные на сайте являются собственностью владельцев проекта Ставрополье.ру или пользователей (еслиинформация предоставлена ими) с сохранением авторских прав. Запрещено копирование, тиражирование, публикация,скачивание, продажа в любой форме и любом значении содержимого сайта без разрешения владельцев конкретнойинформации, исключая информацию, которая является свободно распространяемой.

На проекте Ставрополье.ру пользователям запрещено:

Любое нарушение данного соглашения прекращает его действие и влечет за собой удаление аккаунта.